Плато Путорана.

Обзор составлен на основе личных посещений данного района, общения с председателем клуба туристов г. Дудинки "Таймгео" О.А.Беляковым и материалов отчетов находящихся в библиотеке Московского городского центрального туристского клуба.
 
Ну что мне рассказать тебе про Север?
Твои сомненья это не рассеет,
Хоть сотни писем ты перечитай.
Здесь, как в любви, необходимо верить,
Чтобы понять необычайный край.
(автор неизвестен)
 
Плато Путорана - неизвестная, загадочная страна. Когда начинаешь рассказывать о хрустальных водах рек, мириадах водопадов падающих со склонов "столовых" гор, ярких красках северных цветов на фоне камней и снега, не только обычные люди, но и многие туристы спрашивают: где это находится?

Общегеографическая характеристика.

Плато Путорана наиболее приподнятый массив Среднесибирского плоскогорья, в верховьях р.р. Пясина, Хета и в бассейне правых притоков Нижней Тунгуски. С запада его границей является долина р. Енесей, с востока долина р. Котуй. Максимальные высоты гор плато расположены в веховьях р.р. Котуй, Курейка и Хета - 1528 (г.Котуйская), 1664 (г.Камень), 1542 (г.Холокит), 1701 (г. в истоках р.Хусана), 1592 (г.Сотку-Иое), 1560 (в районе оз. Хибарба-Дыл). Отсюда водоразделы постепенно понижаются во все стороны. Плато расчленено глубокими (до 1280 м) речными долинами, крутые склоны с многочисленными уступами, много подпруженных, моренных озер. Наиболее крупные из них - Лама, Б.Хантайское, Кета (Хита). В рельефе преобладают плоские тундровые плато с невысокими вершинами. На западе, севере и востоке плато довольно круто падает к Приенисейской и Северо-Сибирской низменностям и Котуйскому плато. Район располагается на территории Долгано-Ненецкого и Эвенкийского национальных округов.

Гидрография.

Реки района принадлежат к бассейну Нижней Тунгуски, непосредственно Енисею, а также Пясины, Хеты и Котуя. Русла рек пробивают себе дорогу в многослойных лавовых отложениях, то и дело, пересекая пласты более твердых базальтовых пород. В таких местах образуются каньены, пороги и водопады. Малоснежная зима и обычно резкое наступление тепла характеризует мощное кратковременное половодье. Кратковременность половодья связано и тем, что в горах нет заметных запасов снежников и ледников. Оптимальное время начала сплава 10-16 июля. Это срок освобождения ото льда крупных озер. В это время воды в реках еще много, дальше она будет падать. Замерзают реки плато своеобразно: лед образуется здесь сначала не на поверхности воды, а на дне в виде донного льда и шуги, которые постепенно заполняют почти все речное русло. Это вызывает подъем воды. Небольшие речки промерзают до дна. На многих мелководных участках рек образуются характерные для областей вечной мерзлоты речные наледи. Их можно встретить на реках и в начале августа. К концу зимы многие из них достигают 4 м и более. Коренные жители эвенки называют Путораны "страной озер с крутыми берегами". Здесь их великое множество. В основном озера имеют фиордовый тип. Реки, стекающие с плато по тектоническим разломам, так или иначе, заканчивают свой бег в Северном Ледовитом океане. Летом на реках, особенно бассейнов Хеты и Котуя, возможны сильные дождевые паводки с резким поднятием воды до 8-10 метров. Это обуславливается большой площадью водосбора и ущельевым характером рек.
Плато Путорана с полным основанием можно назвать страной водопадов. Их очень много. Наиболее интересные находятся в труднодоступной восточной части Путоран. Так на р.Канда расположен один из самых высоких в России водопадов - 108 метровый. Немало водопадов, падунов и на сплавных реках: Гулями, Нерал, Дулисмар, Иркинда, Б.Хоннамакит, верхней Курейке, верхней Хибарбе. Это обстоятельство необходимо учитывать при прокладке маршрутов.

Климат.

Климат района суровый, резко континентальный. Весна, лето и осень укладываются в три месяца: июнь, июль, август. Свет и тепло в течении года поступают не равномерно. С середины мая до начала августа сумма инсоляции в Заполярье больше, чем на экваторе. Средняя температура января -32…-40 градусов. Средняя температура июля +8…+16 градусов, это самый теплый месяц. Кроме особенностей связанных с высокими широтами, район путешествия расположен в полосе попеременного влияния континентального и арктического воздуха. Особенно существенна циркуляция атмосферы летом. В связи с постоянным ледовым покровом над Северным Ледовитом океаном массы арктического воздуха часто вторгаются на прогретый континент. Они прогреваются и увлажняются. Это вызывает циклоническую деятельность. Летом, в июле, на плато обычно преобладают ветры северных румбов. Среднее давление воздуха в это время 1006…1012 миллибар. Зимой, в январе, в направлении ветров наблюдается противоположная тенденция, преобладают ветры южных румбов, Среднее давление воздуха 1018…1030 миллибар. Плато Путорана имеет несколько повышенную норму осадков по сравнению с подходящим к нему с севера лесотундрой (500 - 800 мм в год). Несмотря на то, что холодный период в этих краях продолжительнее теплого, атмосферных осадков в 3-4 раза больше, чем в холодный. Малое количество зимних осадков определяет небольшую высоту снежных покровов - от 30 до 80 см. Сильные морозы зачастую приходят до выпадения снега, что и способствует сохранению многолетней мерзлоты грунтов. Климат западной части плато Путорана более влажный, чем восточной, континентальной, части, с прохладным летом. Особенностью этого района является неодинаковая освещенность и продолжительность дня по сезонам года. Полярный день летом постепенно сменяется на полярную ночь зимой.

Растительность.

Плато Путорана расположено в субарктическом поясе, в зоне тундр, лесотундр и редколесий. На западе распространены густые темнохвойные леса, главным образом из ели и пихты. На востоке редкостойные леса из даурской лиственницы, наиболее устойчивой к промерзанию грунта. Примесь березы имеется только в долине р. Котуй. Граница редколесий поднимается до высоты 750-800 м на юге и 450-500 м на севере. Выше редколесий следует зона ернико-ивняковых кустарников. Выше 850-900 м на юге и 550-600 м на севере начинаются горные тундры. Наиболее высокая часть Путоран, от 1200-1350 м, представляет собой горную арктическую пустыню.
Восточная часть плато Путорана отличается от западной. До высоты 400 м горы заняты лиственничными лесами, далее следует простирающаяся до высоты 500 м зона лиственничных редколесий. Выше проходит подгольцовая зона, представленная ольхой, ивой, ерником. Выше 800 расположены глинисты болота. Они глубоко оттаивают во время дождей, становясь трудно преодолимой преградой для пешеходов. Ранним летом (в июне и начале июля) тундра покрывается ковром из цветов: синие колокольчики, незабудка альпийская, горечавки, полярные, желтые и белые маки, оранжевые жарки. На болотах и впадинах большое количество пушицы. Ко второй половине июля большая часть цветов отцветает и лишь у снежников и ледников продолжает бушевать огонь красок. Здесь весна задерживается. Среди тундровых растений преобладают различные мхи и лишайники, низкорослые кустарники, многолетние травы, главным образом осоки и злаки. По речным долинам защищенным от ветра и склонам располагаются заросли тундровых кустарников: карликовой березки, северной ольхи, полярной ивы. У подножия плато и по широким, лесистым долинам рек можно встретить бруснику, чернику, шикшу, голубику, а на заболоченных участках клюкву и морошку.

Животный мир.

Наиболее значительный представитель животного мира Путоран является дикий северный олень. Летом стада оленей откочевывают в тундру, поближе к Северному Ледовитому океану спасаясь от гнуса. Не редки встречи с ними и в пригольцовой зоне. Начиная с конца августа, начинается миграция оленей на юг, в Эвенкию. За оленями следуют волки, россомахи, песцы. Бурого медведя можно увидеть не только в долинах рек, но и мышкующим в горных зонах арктической пустыни. Здесь обитают зайцы лисицы, белка, горностай, соболь, лемминг. На широких, лесистых излучинах рек можно встретить лося. Уникальным представителем животного мира Путоран является снежный баран. Сохранился в небольших количествах в бассейне рек Аян и Хибарба. Занесен в красную книгу. Из птиц в зонах тундры и лесотундры водятся: гуси, различные виды уток, белые и северные куропатки, чайки, трясогузки, полярные воробьи, белозобые и краснозобые казарки, гагары, кулики. Встречается орлан-белохвост. Эту могучую птицу с размахом крыльев до 2,5 метров можно назвать вестником весны. Еще в мае эти птицы возращаются на просторы Таймыра. Из-за малочисленности вид занесен в Красную книгу. Можно увидеть полярную сову. Для горных рек наиболее типичен хариус. В озерах обитает голец, кумжа, сиг, валек. В нижнем течении горных рек можно встретить пелядь, муксун еще ниже чир, налим, окунь, щука, ряпушка.

История.

Первое упоминает о гряде гор к востоку от Енисея, встречается у Миддендорфа. В конце прошлого века (1844 год) он кочевал с ненцами по южной части северо-таймырской низменности и в 40 км к югу увидел вроде бы отроги горного хребта, который назвал Северный. Эта ошибка сохранялась на картах довольно долго. В 1905 году в составе академической экспедиции проникшей в глубь Путоран побывали русские исследователи О.О.Баклунд и А.И.Толмачев. Но и они не сумели сделать правильных выводов кочевав с эвенками от стойбища к стойбищу. Однако дали довольно точные описания зимней природы Путоран. И только в Советское время при разработке медно-никелевых месторождений в районе г.Норильска экспедицией под руководством Н.Н.Урванцева в 20-е и 30-е годы разведка Путоран продолжилась. Вслед за этим был разведан и нанесен на карту западный склон плато Путорана. Восточная и Центральная часть плато было нанесено на карту лишь в послевоенное время, с помощью аэрофотосъемки. Но до сих пор здесь есть места, где не ступала нога человека. Поэтому каждое туристское путешествие в этот первозданный мир может принести радость настоящих географический открытий.

Подъезд.

Заброска на плато Путорана возможна из Туры, Снежногорска, Норильска, проще из последнего. До г.Норильска проще и быстрее долететь самолетом. В день из г.Москвы до г.Норильска вылетают три рейса. Типы самолетов: Ту 154, Ил 62. Тяжелые лайнеры и самолеты с турбинами расположенными под крылом аэропорт Алыкель временно не принимает по причине ухудшения состояния взлетно-посадочной полосы. Цена самого дешевого билета на транзитный рейс авиакомпании "Черномор-авиа" 2552 рубля + 60 рублей за каждый килограмм перевеса. Существуют и другие варианты заброски, однако все они имеют ряд негативных аспектов, в основном временного характера.
1) Проезд ж/д транспортом от г.Москвы до г.Лабытнанги, далее из г.Салехарда до г.Норильска самолетом.
2) Проезд ж/д транспортом от г.Москвы до г.Красноярск, далее на теплоходе по реке Енисей до г.Дудинка. От Дудинки до Норильска ходит микроавтобус.
От аэропорта Алыкель до автостанции г.Норильска можно доехать автобусом N 33. Время в пути 40 минут. На автостанции пересесть на автобусы N 22 или N 29 сообщением до г.Талнаха. Разница между ними в том, что N 22 имеет остановку около автомоста через р.Норильская (бывший гидропорт Валек), а N 29 за 500 метров до моста.
Справа от моста на ближнем берегу находится порт. К нему ведет грунтовая дорога. Здесь же находятся катера, которые обычно в пятницу вывозят на рыбалку и отдых рабочих комбината. Или можно попытать счастье на противоположном берегу у капитанов маломерных катеров и моторных лодок. Заброска в Восточную оконечность оз.Лама в 2002 году обошлась с двух групп в количестве 15 человек на теплоходе Заре в 15 тыс. рублей (180 км). Можно попытаться сбить цену. Время в пути от порта до восточной оконечности оз.Лама колеблется от 2.40 до 6 часов в зависимости от типа судна. Возможна заброска с помощью авиации. Один час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей.

Реки для заброски.

Большинство туристских маршрутов проходит через оз. Аян, находящегося в географическом центре плато Путорана. Из этого стратегического района можно совершить множество интересных и разнообразных путешествий. Наиболее часто используемыми для заброски в эту часть плато реками являются Большой Хонна-Макит и Гулями. При сухом лете первая предпочтительнее, ее расход в среднем в 2 с лишнем раза больше Гулями. Обе в районе устья срываются водопадами.

Река Б. Хонна-Макит.

Наиболее простой подход со стороны оз. Лама по р. Геологическая. Сплав в обычное лето можно начинать от поворота реки на юго-восток. Мелководные перекаты и плесовые участки вскоре сменяются бурными круто падающими шиверами. После впадения слева р. Южн. Неракачи начинается участок порогов и шивер, требующих внимания, приводящих к первому водопаду реки. В непосредственной близости от него после базальтового каньона расположен второй. Справа перед первым водопадом хорошее место для стоянки. Отсюда начинается тропа до оз. Аян и тропа обноса водопадов. Среднестатестический расход реки в начале сплавного участка 5-7 м3\сек, на срезе первого водопада 70-80 м3\сек. Сплав возможен с середины июня по середину сентября. Стоит отметить, что на границах этого временного промежутка нередки минусовые температуры и снеговые заряды. При ранних сроках сплава нередки встречи с наледями перегараживающими всю реку. Категория сложности сильно зависет от уровня воды и колеблется от 2В до 4В (по классификации С.Черника).

Река Гулями.

Подходы возможны со стороны оз. Лама по р. Бунисяк и со стороны оз. Собачье по р. Хикикаль. Начинается с западных отрогов высоты 1629. Сплав при наличии воды возможно начать после поворота реки на юго-восток. В верховьях мелководна, шиверы и перекаты. Наиболее значимые препятствия реки, в том числе и водопад сосредоточены в каньоне расположенном в нижнем течении реки. Среднестатистический расход в устье 25-35 м3\сек. Испльзуется редко в связи с длинным и тяжелым пешем переходом и возможностью пешего прохода реки из-за недостатка воды. Сплав возможен в выше указанные сроки. Категория сложности сильно зависет от уровня воды 1В - 3В.

Река Моя-Ачин.

Используется довольно редко. Подход возможен со стороны оз. Собачье по р. Хикикаль. Является правым притоком р. Кутарамакан. С ее помощью возможно произвести заброску в юго-западную часть плато. Берет начало из озера Длинное от которого возможен сплав и течет вдоль юго-западной оконечности возвышенности Чая-Аян. Основные препятствия расположены в каньонах нижнего течения реки. Категория сложности сильно зависет от уровня воды 2В - 5В.

Наиболее технически сложные для прохождения реки и их участки.

На сегодняшний день к таким можно отнеси р. Оран (от водопада до слияния с р. Хибарбой), р. Нерал (от водопада до слияния с р. Яктали), р. Моя-Ачин.

Р.Оран.

Река Оран является наиболее нетипичной рекой Путоран. Течет она в глубоком каньоне, высота стенок достигает 200 метров. Стены сложены из цветных базальтов, напоминают слоеный торт. Выход наверх сильно затруднен, т.к. стены "сыпятся".
Препятствия р. Оран - шиверы и пороги, разделенные небольшими быстротоками. Типичная картина: шивера- порог, слив через "гребенку", прижим. Перепады довольно значительны, сливы в пороге достигают 1,5- 2 метра.
Реку можно условно разделить на три части: от водопада до 1-го правого притока, до 2-го правого притока и до устья. Сплав возможно начинать по р. Делогучи, километрах в трех выше слияния с Неракачи, откуда река и называется Оран. Километрах в двух от слияния расположен красивейший 30-и метровый водопад. После него нужно спускаться в каньон, воды достаточно для сплава.
Первый участок реки можно оценить 5-й категорией сложности. Опасность сплава увеличивается из-за необходимости проходить часть препятствий "с наплыва", без просмотра. Однако, практически за каждым препятствием есть небольшой участок быстротока, теоретически позволяющий страховать катамараны, идущие следом.
Второй участок реки сложнее, вода мощнее. Перепады становятся круче. Идти этот участок рекомендуется группам, способным проходить пороги 5-й категории сложности с наплыва. Последние 3 километра представляют собой участок, оцененный нами 6-й категорией сложности. Частичный просмотр и, при необходимости, обнос возможен при нашем уровне воды. Если вода будет выше, возможно, зальет "полки", по которым можно пройти. Были пройдены все препятствия, кроме последнего водопада. Сложность этого участка увеличивается также из-за невозможности выбраться наверх (в критических ситуациях вылезти можно попробовать в считанных местах при наличии горного снаряжения, но безопаснее пройти водопады). Также при перевороте катамарана, идущего первым, при прохождении порогов без просмотра, спасательные работы будут проблематичны. Нужна проработанная тактика хождения тандемом и умение зачалиться практически в любом месте.
Последний участок - проще. Но он также расположен в каньоне и оценивается нами как "пятерка" из-за невозможности полного просмотра и мощной воды. На нем также есть мощные бочки и прижимы. Проходить его также рекомендуется "с ходу", тандемом со взаимной страховкой.

Р. Нерал.

Технически сложный участок начинается с каскада порогов перед водопадом. Прохождение их не всегда оправдано, так как существует реальная угроза угодить в оный. После водопада начинается 8 километровый каньон реки, в котором и сосредоточены основные препятствия. После водопада начинается непрерывная шивера в каньоне с 20 метровыми отвесными скалами по берегам. Русло захламлено большими обломками и острыми камнями. Чем дальше от водопада, тем глубже каньон, меньше обломков в русле, но больше четких ступеней, разделяющихся короткими плесами. На третьем километре - три мощных коротких порога. На четвертом несколько мощьных порогов и два невысоких водопада. В этих местах каньон по левому берегу имеет совершенно отвесные скалы. Есть непроходы и по правому берегу. Ниже урочища "2 -х воронов" характер реки не меняется, хотя уклон немного падает. Частыми становятся локальные пороги водопадного типа.
Характер препятствий в каньоне и его спортивная сложность в значительной степени зависет от уровня воды и класса судов. Так в большую воду для малых судов этот участок можно отнести к 6А-6В к.с.

Р. Моя-Ачин.

В этом году эту реку прошли две группы С.Климина из г. Москвы и вслед за ней М.Афанасьева из г. Коломны. Надеемся, что более подробно о технической сложности мы услышим из первых уст.

Реки для выброски.

Мы остановимся на основных, наиболее часто используемых, не беря во внимание множество прочих связок. Все они пригодны для сплава с июня по сертябрь.

Р. Аян (с притоками) с последующим сплавом по р. Хете.

Берет начало из оз. Аян. В истоке довольно широкая река со спокойным, быстрым течением. Наиболее сложный участок расположен между устьем р. Каталмы и устьем р. Холокит. Здесь расположены наиболее значимые пороги и шиверы. На всем остальном протяжении реки слабые шиверы, перекаты. В устье разбои. После слияния с р. Аякли река носит название Хета. До фактории Камень какое-то течение еще существует. После него дальнейшее продвижение превращается в утомительную пилежку вплоть до пос. Волочанка. К основным препятствиям данного участка относятся мели и борьба со встречными ветрами в купе с еле ощутимым течением. Категория сложности р. Аян 2С-3С в зависимости от уровня воды.

Р. Курейка

Берет начало в центральной части плато. В верховьях мелкая, с множеством шивер и перекатов река. Довольно быстро собирая притоки становится широкой полноводной и мощной. Длина сплавного участка 600 км, средний расход в устье около 700 м3\сек. Протекает в южной части плато через узкие и глубокие проточные озера Анама и Дюпкун. Наиболее интересен и технически значим участок с верховьев до Большого Курейского водопада, расположенного в 7 км выше стрелки с р. Ягтали. Здесь расположены наиболее интересные пороги и шиверы. В 30 км выше устья р. Ядун расположен Малый Курейский водопад. Сплав по р. Курейке возможен до Курейской ГЭС с последующим выходом в г. Светлогорск. Категория сложности верхней и средней частей реки 4А-5А. В зависимости от уровня воды и средств сплава. В нижнем течении препятствий нет.

Р. Кочечум

Начало берет на южных склонах плато Янг. Длина 840 км, средний расход в устье 600 м3\сек. В верхнем течении разбои, мелко. Наиболее интересен участок порогов и шивер с верховьев до устья р. Яктали. Категория сложности 3А-4А в зависимости от уровня воды и типа судна. В нижнем течении препятствия отсутствуют. Сплав до г. Тура.

Р. Северная

Берет начало из оз. Северное. Длина 321 км, средний расход в устье 300 м3\сек, средний уклон 3м\км. В верхнем и нижнем течении шиверы и не сильные пороги. Сплав до г. Туруханска. Категория сложности 3А-3В.

Р. Котуй

В настоящее время используется редко. Правый приток р. Хатанги. Длина ее 1409 км, средний уклон 5 м\км, средний расход в устье 2700 м3\сек. Берет начало в центральной части плато. Основные препятствия (пороги, шиверы) сосредоточены в верхнем течении реки. В нижнем течении препятствий нет. Сплав возможен до пункта, расположенного в 30 км ниже устья р. Хакома (далее волок до пос. Чиринда; в настоящее время сообщение с "большой землей" очень не регулярное), либо до г. Хатанги расположенном в 25 км ниже устья. Категория сложности 3А-4В в зависимости от уровня воды и средств сплава.

Р. Рыбная

Берет начало из западной оконечности озера Кета. Длина ее 136 км. Наиболее значимые препятствия сосредоточены на участке от устья р. Макус до порога Орон включительно. Используется довольно часто, однако имеет ряд негативных особенностей. К ним в первую очередь относится тот факт, что здесь в полной мере ощущается губительное влияние Норильского комбината на окружающую природу. Здесь не ловиться рыба, мало грибов и ягод, растительность выжжена ядовитыми парами. Унылое зрелище. Категория сложности порога Орон 3С-4С в зависимости от типа судна и уровня воды. В нижнем течении препятствий на реке нет. Сплав по р. Рыбная и р. Норильская до порта Валек.

Р. Муксун

Является протокой между оз. Собачьим и оз. Глубоким. Длина около 24 км, скорость течения около 1 м\сек, ширина колеблется от 30 до 40 м. Категория сложности 1А. Сплав по реке с последующим прохождением оз. Глубокое, оз. Мелкого, р. Талой (категория сложности 1А-2А в зависимости от типа судна и уровня воды) и р. Норильской до порта Валек.

Отъезд.

Выброска с маршрутов возможна, в зависимости направления выброски, из нескольких населенных пунктов.
При северной выброске из пос. Волочанка связанного с г. Дудинка авиа сообщением (вертолет). Так как поселок Волочанка является пунктом дозаправки, существует возможность вылета и на других вертолетах зафрактованными разными службами и геологическими партиями. Эти вертолеты в большинстве своем имеют приписку в Норильском авиаотряде. Договориться с командирами можно попросить начальника аэропорта или сделать это самим. От г.Дудинки до аэропорта Алыкель ходят микроавтобусы. Пассажирское сообщение по железной дороге отменено. Возможно нанять попутный автотранспорт. Из аэропорта Алыкель до г.Москвы в день вылетают 3 рейса и 1-2 транзитные. Местное время их вылета с 6.50 до 11.00. Цена самого дешевого билета на рейс авиакомпании "Черномор-авиа" 2552 рубля + 25 рублей за 1 килограмм перевеса. Существуют и другие варианты отъезда аналогично предложенным альтернативным вариантам подъезда. При использовании речного транспорта до Красноярска, время в пути до 6 дней (в зависимости от типа судна).
При выброске на запад из:
- города Норильска. От порта Валек до аэропорта Алыкель аналогично подъезду.
- поселка Хантайское озеро. Катером до г. Снежногорск и далее до г. Дудинки либо авиа транспортом, либо катером. Дальнейшее продвижение описано выше.
При южной выброске основными пунктами являются:
- пос. Тура связанный с "большой землей" авиасообщением и речным транспортом;
- г. Светлогорск - речной транспорт до Дудинки и авиасообщение;
- г. Туруханск - речной транспорт до Дудинки, либо г. Красноярска и авиасообщение.
Теоретически возможна выброска на восток, но из-за огромных сложностей связанных с преодолением больших расстояний по воде и пешком, реален ли этот вариант, покажет время.

Аварийные сходы с маршрута.

В восточной и северной части плато невозможен по причине полной автономности. При наличии в группе радиостанций и предварительной договоренности (в частности с ПСС г.Норильска) возможен прилет санрейса.
В западной части плато возможен выход на егерские посты заповедника, фермерские хозяйства научно-производственного профиля и промысловые точки. Расположены они практически на всех крупных озерах. Сеансы радиосвязи в 10.00 и в 16.00 по местному времени.
В южной части плато на помощь можно расчитывать при редких встречах с охотниками и рыбаками. Аварийный выход затруднен.

Оценочная характеристика района.

Пик освоения плато Путорана приходится на 70-80 года прошлого века. В это время были совершены восхождения на основные вершины Холокит, Камень, Катуйскую, 1701, Сотку и многие другие господствующие высоты. Пройдены, за редким исключением, все сплавные реки. Однако до сегодняшнего времени на карте Путорана остаются "белые пятна". Расположены они в труднодоступной, на сегодняшний день, северо-восточной и восточной частях плато. К сожалению с развалом Советского Союза значительная часть информации о прохождениии этого района утрачена или стала недоступной. Лоции рек 20-30 летней давности, за исключением постоянно ходимых, не соответствуют действительности на сегодняшний день.
В районе плато Путорана возможна прокладка лыжных (1 - 6 к.с.), пеших (1 - 6 к.с.), водных (1 - 5 (6) к.с.) маршрутов. Учитывая большие расстояния, переброску от одного участка до другого, все они так или иначе, кроме лыжных (за редким исключением) являются комбинированными маршрутами (пеше- водными и даже лыжно- водными). Бытует мнение, что водных маршрутов 6 к.с. здесь не существует. Позволю не согласится с этим утверждением. При паводковом подъеме воды препятствия некоторых рек можно все же отнести к высшей категории сложности. Примером этому может служить спортивный поход в июле-августе этого года группы под руководством Светланы Цветковой по большой воде прошедшей проблемный участок р. Оран, сливающейся в глубоком каньоне водопадными сливами, на катамаранах 2-ках.
Несомненно, маршрут высшей категории сложности по Путоранам можно сделать, поставив перед собой целью прохождение многочисленных водопадов, расположенных на Путоранских реках. Такие препятствия обычно обносят группы, идущие на "5" или "4". Представляется возможным прохождение водопадных сливов высотой до 6 метров (цифру можно обсуждать). Такое мероприятие требует тщательной подготовки и "шестерочного" опыта у группы. Наибольший интерес и эстетическое наслаждение, с нашей точки зрения, представляют маршруты проходящие в северо-восточной, восточной и юго-восточной частях плато Путорана. Здесь сосредоточены наиболее интересные природные объекты: 108 метровый водопад на р. Канда, высшая точка плато - вершина 1701, р. Оран, водопадный цирк рек Дулисмар и Яктали, самый мощный в России водопад на р. Курейка и многие другие.
В 2003 году клуб туристов г. Дудинки "Таймгео" предполагает осуществить прохождение р. Маймеча и ее притоков. Информацией о прохождении ранее этого района мы не располагаем.
Категорирование района в настоящее время ведется и мы надеемся, будет в скором времени опубликовано.

Рекомендации.

1. В этом году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" где сказано: "Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах". Где-то этот закон уже начал действовать, где-то еще нет. Полностью обезопасить себя от конфликтов с этой стороны, возможно лишь получив разрешение от Федеральной пограничной службы (которая в свою очередь отправляет запрос в конкретный погранотряд) на пребывание группы в указанном районе.
2. Если Ваш маршрут предполагает посещение государственного заповедника "Путоранский" необходимо получить разрешение у директора заповедника к.б.н. В.В.Ларина, предварительно обосновав свое пребывание в нем.
3. Встать на учет в ПСС. Необходимо для облегчения Ваших поисков в случае ЧС и не выхода группы в контрольные сроки.
4. Рекомендации группам по пребыванию в различные сезоны года можно найти в туристских отчетах по видам туризма.


Авторы: Сергей Офицеров и Светлана Цветкова, г. Москва (2002 год)